Первый мониторинг архивных сайтов был проведен в 2008 году, в то время в рейтинге приняли участие 66 сайтов и оценивались они по 60 критериям. В январе-марте 2012 года специалисты компании «Архивные Информационные Технологии», основываясь на применявшихся ранее критериях, провели свой мониторинг и опубликовали результаты в виде рейтинга в проекте «Web-архив».
В Интернете представлены 253 архивных учреждения: 116 поддерживают собственный сайт, 83 занимают раздел на стороннем ресурсе (обычно на сайтах региональных органов власти) и 57 имеют одну информационную страничку. Для составления рейтинга мы оценивали только самостоятельные сайты, для которых можно было определить техническое исполнение, посещаемость, индексацию страниц и т.д.
Зачем мониторить архивные сайты?
Во-первых, прошло уже 3 года, уровень и качество сайтов, технологии сайтостроения несколько изменились, было интересно посмотреть уровень архивных сайтов на сегодняшний день.
Во-вторых, появилось много новых, не участвовавших в предыдущем мониторинге сайтов, в том числе и наших разработок, хотелось увидеть какой уровень они занимают среди «старичков».
В-третьих, каждому архиву, развивающему свой сайт, хочется увидеть его место среди себе подобных, оценить свою работу, «подтянуть» его качество в зависимости от выставленных оценок, понять свои слабые и сильные стороны.
Почему мы?
А почему бы и нет? Вряд ли человек не знакомый с требованиями и возможностями архивов в области сайтостроения стал бы заниматься этой работой. Наша компания уже 4 года занимается автоматизацией архивной отрасли, в том числе и созданием архивных сайтов. Причем, сайт, созданный специалистами компании (во время работы в отрасли) находился на первом месте в рейтинге архивных сайтов 2008 года.
Теперь о результатах
Как это и было в 2008 году уровень сайтов очень разный: есть очень «сильные», интересные сайты, а есть сайты, которые просто информируют случайных посетителей о своем существовании и кратко описывают деятельность. Часто на архивных сайтах встречаются технические ошибки, которые могут быть не заметны внешне, но в значительной мере влиять на посещаемость. Тогда, к сожалению, масса интересных материалов (виртуальных выставок и баз данных) остается не замеченными.
Итак, в пятерку лучших вошли 6 сайтов (141 – 102 балла):
- Пермский государственный архив новейшей истории — 141 балл.
- Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан — 138 баллов.
- Комитет по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики — 116 баллов.
- Государственный архив Пермского края — 115 баллов.
- Государственный архив Калининградской области и Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД) — 102 балла.
Надо сказать, что сильных сайтов – грамотных, продуманных и интересных намного больше. Так же как и сайты, занявшие первые места не лишены технических ошибок.
Критерии оценки позволяли набирать больше баллов за интересный и востребованный контент:
- если выступления и публикации были представлены не только списком, но и в электронном виде – дополнительный балл;
- виртуальные выставки – 1 балл за каждую;
- сборники документов в электронном виде – 1 балл за каждый;
- элементы НСА, доступные на сайте – обзоры, указатели, тематические списки фондов – 1 балл за каждый;
- наибольшее количество баллов можно было заработать за базы данных онлайн, особенно с образами документов (до 7 баллов).
Наличие данного контента на сайте не только создает объем, но и представляет собой уникальный текст, который хорошо индексируется поисковиками, а следовательно приводит на сайт посетителей. Базы данных, если они правильно спроектированы, увеличивают количество страниц сайта на количество записей в базе. У сайта ПермГАНИ, например, 5 баз данных добавляют объем в 200 000 страниц. Вместе с 270 статьями они приводят на сайт 300-400 посетителей каждый день, которые просматривают 1000-1500 страниц. В среднем же посещаемость архивных сайтов очень мала – до 100 человек ежедневно, а у многих до 20. Максимальное количество, конечно, у наших главных сайтов: сайт Росархива посещает около 1200 человек, а «Архивы России» в среднем 3500 ежедневно.
Так же перечисленные материалы дадут вам целевых посетителей, то есть попавших на ваш сайт не случайно, а вот вернутся ли они к вам еще будет зависеть и от других факторов, так называемого юзабилити или удобства использования (об этом чуть ниже).
Итак, мы согласны с оценкой критериев, подсмотренных у Е.Бобровой. Контент – это основной поставщик баллов для рейтинга, как и поставщик посетителей. Конечно, у «старичков» (самые первые архивные сайты появились 10 лет назад) есть некое преимущество, но наполнить сайт данным контентом может позволить себе практически любое архивное учреждение (даже архив по личному составу), которое ведет работу по использованию документов, надо лишь задаться такой целью. Добавлять на сайт базы данных можно так же как любой контент, ведь в архивах множество различных тематических баз данных, которые могут быть интересны исследователям. Как это осуществить мы вам подскажем, обращайтесь.
Учитывая вышеизложенное, при оценке сайтов мы сталкивались с тем, что если сайт был создан в соответствии со всеми рекомендациями Росархива, технически безупречен, красив, но на нем отсутствует указанный контент – он получал в сумме низкое количество баллов (60-70). И это реальная оценка не только наших экспертов, но и пользователей Интернет, подтверждающаяся низким количеством посетителей таких сайтов (20-30). Не стоит забывать, что пользователь ищет в Интернете, прежде всего контент.
Еще одна сложность в равноправной оценке состояла в том, что сайты архивных служб регионов конкурировали с сайтами отдельных архивных учреждений. Понятно, что сайты служб содержат все материалы архивов региона.
Теперь несколько слов о юзабилити. Что задерживает посетителей на сайте, а что наоборот — побуждает к уходу.
Нечитаемые тексты. В грамотно построенных сайтах для разного контекста создаются свои стили, которые позволяют правильно оформлять текст: выделять заголовки, разделять абзацы, использовать удобочитаемый шрифт, его размер, сочетать цвет фона и текста. К сожалению, нам не редко встречались такие страницы, где текст выглядит как огромное облако и соответствует выражению «много букв», причем совершенно нечитаемых. Это происходит от того, что администраторы сайтов выкладывают текст, копируя его из Word, не обращая внимания на сохранение форматирования. Вследствие этого, списки превращаются в одно предложение, абзацы пропадают и получается то, что я уже описывала. Понятно, что желание разбираться в таких текстах у посетителя пропадет. (Пример1)
Неудобная навигация. Меню с множеством подпунктов, отсутствие «хлебных крошек» (ссылок на предыдущие страницы)(Пример 2), скрытость наиболее востребованного контента в глубине сайта (Пример 3), излишние переходные страницы, отсутствие карты сайта приводят к тому, что посетитель теряется, не находит, то, что ему интересно и быстро покидает сайт. Вынесите ссылки на виртуальные выставки, статьи, базы данных, альбомы документов на главную страницу (Пример 4), уберите ненужные страницы (пустые), организуйте внутреннюю перелинковку (ссылки на внутренние страницы сайта, которые могут заинтересовать читателя определенной страницы) (Пример 5) и посетитель проведет на вашем сайте больше времени, чем планировал, получит большее представление о его содержании и увидит самые ценные материалы.
Отсутствие внутренней оптимизации. На самом деле, непонятное определение «оптимизация», за которую так много просят «продвиженцы» сайтов, означает простые вещи, которые под силу любому администратору. Это набор правил, которые позволяет поисковым системам лучше индексировать и «любить» ваш сайт, а это в свою очередь влияет на место выдачи вашего сайта при проведении поиска. Текст должен иметь заголовки, картинки иметь подписи, названия страниц должны содержать ключевые слова и т.п. (статья по теме).
Существует еще внешняя оптимизация, качество которой равнозначно количеству ссылок со сторонних сайтов и чем «весомее» (раскрученнее) будут эти сайты, тем лучше. К сожалению, многие архивы после создания сайта не только забывают поддерживать свой контент и обращать внимание на то, как он выглядит, но и не пытаются рекламировать его на других ресурсах. Простые способы продвижения сайтов уже не раз описывались в других статьях блога. Хочу еще раз обратить ваше внимание, что если задаться целью повышения посещаемости и начать публиковать ссылки на материалы вашего сайта на таких ресурсах, как Википедия, Живой Журнал, социальные сети, форум Росархива, на тематических сайтах исторической тематики (форумах), то результат не заставит себя долго ждать, проверьте это.
«Тяжесть» сайта или долгая загрузка страниц – еще один враг посещаемости. Часто встречаются хорошие сайты, но медленная загрузка картинок или долгое ожидание результатов поиска по базе данных снижает впечатление, а может и вовсе побудить посетителя отказаться от ожидания результата. В качестве примера можно привести первый сайт ПермГАНИ, каждая страница которого грузилась почти 1 минуту. Причина была в неправильном выборе платформы для сайта (это тоже база данных). После смены платформы, наведения порядка в большом и интересном контенте, добавление баз данных привело сайт архива на первое место в новом рейтинге. Запомните простую рекомендацию для картинок на сайте – фотографии сделанные на фотоаппарате не годны для выкладывания без обработки (Пример 6 «тяжелой» картинки, почти 1 Мб с изображением архива). Фотографию нужно не просто сжать, а специально сохранить в фотошопе для web-размещения. (Статья по обработке изображений для web-страниц).
Если с помощью критериев проанализировать оценку вашего сайта и учесть данные рекомендации, можно существенно повысить и качество сайта, и посещаемость. Для просмотра критериев оценки необходимо зарегистрироваться на сайте.
Для того, чтобы следить за посетителями, за востребованностью страниц, баз данных мы рекомендуем установить счетчик Яндекс.Метрики, он может быть видимым или скрытым. Как с помощью этого сервиса проверять качество посещаемости я описывала ранее. На некоторых сайтах мы встречали такие счетчики и это позволило нам лучше оценить данные сайты. (Пример 7, пример 8, пример 9)
Если необходима консультация по установке счетчиков, обращайтесь.
Мониторинг архивных сайтов,