Из всего разнообразия графических форматов для хранения оцифрованных копий архивных документов подходят далеко не все. Векторные не подходят в силу особенностей представления изображений в векторной форме. Среди растровых наибольшую распространённость у архивистов получили форматы TIFF и JPEG.

Формат TIFF своей популярностью обязан прежде всего возможности сохранения безупречного качества изображения благодаря алгоритмам компрессии данных без потерь ZIP и LZW, которые он реализует.

Сильной же стороной JPEG является высокая степень сжатия, недостижимая при использовании TIFF-ZIP или TIFF-LZW. Правда получается такая высокая степень сжатия ценой потери качества изображения. Потери могут быть незаметны невооружённым взглядом, но, тем не менее, сжатое изображение всегда будет отличаться от исходного. Проще всего искажения в виде цветового шума (так называемые «артефакты сжатия») можно заметить на областях изображения с резкими цветовыми переходами (например, чёткий текст на контрастном фоне), а также на областях с плавным изменением яркости (изображение рассыпается на блоки размеров 8 на 8 пикселов). Чем больше степень сжатия — тем сильнее будут заметны артефакты.

Очевидно, что JPEG нельзя использовать как промежуточный формат при обработке, ретуши изображений, поскольку при каждом сохранении оно всё больше будет отличаться от оригинала. В JPEG допустимо сохранять лишь окончательный вариант, при этом параметр качества не следует опускать ниже 80%.

Еще один формат, незаслуженно нами забытый — JPEG 2000. Стандарт разработан уже достаточно давно, но пока не получил очень широкого распространения. Возможно из-за того, что требует значительных вычислительных ресурсов для компрессии и декомпрессии. В то же время он обладает рядом несомненных преимуществ:

  • поддержка сжатия с потерями и без,
  • большая эффективность сжатия по сравнению с TIFF (без потерь) и JPEG (с потерями),
  • лучшее качество изображения (меньше искажений) по сравнению с JPEG при одинаковой степени сжатия,
  • артефакты, появляющиеся на высоких коэффициентах сжатия (1:50 и выше), носят менее явный характер.

По оценкам специалистов из Digital Preservation Coalition (Коалиция цифровой сохранности) JPEG 2000 позволяет достичь степени сжатия 1:2 в режиме без потерь. Для TIFF аналогичный показатель составил 1:1,3–1,5. В режиме с потерями заметные глазу визуальные искажения начинают появляться на степенях сжатия, превышающих 1 к 20–25, что значительно лучше, чем у JPEG.

Вывод, к которому пришли специалисты, состоит в том, что формат JPEG 2000 является большим шагом вперед для архивного сообщества. Среди организаций, использующих JPEG 2000, присутствуют Библиотека Конгресса США, Библиотека и архив Канады, Национальный архив Японии и многие другие.

Если наших читателей заинтересовала тема выбора формата хранения изображений, мы можем провести собственное сравнение эффективности указанных трёх форматов на архивных документах. Кроме того, если вы считаете, что мы упустили какой-либо формат, укажите его в комментариях и мы включим его в исследование.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 4.5/5 (2 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)
Форматы хранения изображений: JPEG, TIFF, JPEG-2000, 4.5 out of 5 based on 2 ratings