Обычный показатель развития сайта в архивной отрасли, да и наверно во многих других — это количество посетителей. Правда под количеством посетителей могут скрываться и другие показатели, в зависимости от настроек установленного счетчика.

Некоторые, стремясь продемонстрировать высокую посещаемость, показывают на счетчике количество просмотренных страниц —  это самая большая цифра в статистике. При подсчёте учитываются загрузки страниц сайта, следовательно её можно искусственно увеличить, нажав на клавишу F5. Есть еще вариант — показать количество визитов или посещений, т.е. когда при подсчёте учитываются все визиты, совершенные одним посетителем. И есть, на наш взгляд, наиболее отражающий популярность сайта показатель — это количество уникальных посетителей, увеличение или уменьшение которого действительно демонстрирует динамику посещаемости.

Какой бы счетчик вы не использовали для сбора статистики, он покажет вам все три показателя, а вот какой показывать посетителям — дело ваше.

Если целью установки счетчика является не только установление количества посетителей и демонстрация высокой посещаемости (которой архивные региональные сайты похвастать в основном не могут), а проведение аналитической работы — определение качества посещаемости, анализ поведения посетителей, то счетчики могут быть и невидимыми. К ним относятся Яндекс.Метрика и Google Analytics. Посетители не будут их видеть, а вы получите возможность заняться веб-аналитикой.

Продемонстрирую, какую полезную информацию может получить архив (и не только) с помощью сервиса Яндекс.Метрика. В качестве примера я буду использовать статистику сайта ПермГАНИ (Пермского государственного архива новейшей истории).

Итак, что вы сможете узнать просмотрев статистику за определенный срок:

  • количество посетителей, количество их визитов, сколько страниц они просмотрели,
  • сколько из числа посетителей попали на ваш сайт случайно и сразу покинули (процент отказов),
  • откуда пришли посетители: с каких сайтов (можно перейти на этот сайт и убедиться в наличии на нем ссылки на вашу страницу), с каких поисковых систем, по каким искомым фразам и с какой страницы в выдаче поисковика,
  • какие материалы сайта (страницы) были просмотрены, количество их просмотров, сможете выявить самые популярные из них,
  • из каких городов и регионов были ваши посетители и сколько страниц они просмотрели.

Вот наиболее полезная информация для проведения анализа посещаемости на информационном сайте (таком как архивный). Интересный материал для анализа? Мы часто проверяем посещаемость сделанных нами сайтов, востребованность публикуемых материалов, видимость сайта поисковыми системами. Сейчас я проведу типичную проверку сайта за прошедшую неделю.

Открываем главную страницу Яндекс.Метрики для этого сайта, для этого надо авторизоваться на Яндексе и открыть счетчик.

Главная страница (открыть)

Скриншот web-страницы получен с помощью программы Snagit, о широких возможностях которой я уже писала.

Это выборочная информация по статистике за предшествующую неделю. Что бросилось в глаза? Стабильный интерес к причинам поражения белых в гражданской войне (самые популярные поисковые фразы) уже не вызывает удивления.

А вот скачок количества просмотренных страниц 30 октября интересен, давайте посмотрим, чем это вызвано.

Расследование

Откроем сводку источников за 30.10.2010 (меню Источники-сводка).

Сводка за день (открыть)

По таблице видно, что большое количество просмотров страниц (1253) вызвано внутренними переходами при 9 визитах пользователей. Следовательно, интерес вызван, скорее всего, базой данных, что вполне объясняется размещением 28 октября каталога «Лидеры Прикамья».

Перейдем в меню «Содержание-заголовки страниц».

Просмотренные страницы (Открыть)

Как видим, на первых 6-ти страницах размещены заголовки страниц базы данных «Лидеры Прикамья».

Выводы: Материал «Лидеров Прикамья» востребован, и в дальнейшем будет прибавлять количество заинтересованных посетителей. Внешних заходов на новую базу данных пока мало, значит надо добавить внешние ссылки и прямые заходы. Для этого нужно отправить информацию в службу поддержки сайта «Архивы России» (новость о новом каталоге попадет в рассылку), сделать ссылку с Википедии, из ЖЖ – Пермистика, Архивы России, с других пермских  ресурсов, желательно популярных.

Популярность страниц

Страницы, просмотренные за неделю (Открыть)

Если посмотреть популярные страницы за неделю, то явное лидерство баз данных — это каталоги «Репрессированных» и «Военнопленных». На третьем месте публикация М.Г. Суслова «Причины поражения белого движения в гражданской войне» (за неделю — 261, а за полгода просмотрено 1065 раз), на эту статью (бессменного лидера) попадают в основном из поисковых систем, а вот популярность статье «За границу!» принесла публикация посетителем сайта ссылки на внешнем ресурсе (в ЖЖ) 29 сентября.

Выводы: Учитывая, что на сайте размещено 207 статей, из них 88 докладов конференции «Гражданская война на востоке России» и 30 докладов конференции «Архивы в региональном информационном пространстве»,  у архивистов есть широкие возможности для популяризации этих материалов на различных тематических ресурсах, тем более тема Гражданской войны (судя по поисковым фразам) достаточно востребована в Интернете.

Источники

Вернемся к сводке источников за неделю (меню «Источники-сводка»). Сводная информация за неделю (Открыть)

Что она демонстрирует? Основная масса посетителей приходит с поисковых систем и достаточно много по прямым заходам. Столбец «Отказы» демонстрирует долю визитов во время которых было просмотрено не более 1 страницы, т.е. это доля не целевых визитов посетителей. Самый маленький процент отказов для визитов, совершенных по ссылкам на сайтах. Глубина просмотров показывает среднее количество просмотренных страниц за 1 визит и соответственно последний столбец — среднее время проведенное на сайте за 1 визит.

Страницы, ссылающиеся на сайт (Открыть)

Открыв меню «Источники-сайты» вы увидите ссылки с каких сайтов дают вам больше посетителей, причем можно из этого  списка перейти на конкретную страницу.

Выводы: Высокое количество заходов с поисковых систем свидетельствует о хорошей открытости материалов сайта для поисковых систем, высокой проиндексированности (на 01.11.2010 проиндексировано Google — 157000 стр., Яндекс — 619 стр.). Но больше целевых посетителей все же приходят по ссылкам с других сайтов, поэтому количество таких ссылок желательно постоянно увеличивать. На ресурсе «Проверим» можно получить много информации о видимости вашего сайта в Интернете, в том числе и посмотреть ссылки на сайт с других сайтов, блогов, например, ссылки с блогов Яндекса.

Общая посещаемость

Посещаемость за неделю (Открыть)

Анализируя посещаемость по этой таблице теперь уже достаточно понятно, что означают показатели, в частности, что самые увлеченные посетители были в субботу (глубина просмотра — 11 стр.). Столбик «Новые посетители» говорит о том, что 90% посетителей впервые пришли на сайт, т.е. посетители ходят на ваш сайт не регулярно. Наблюдая за изменениями этого показателя можно будет проследить увеличивается ли количество постоянных посетителей.

Выводы: Низкий процент постоянных посетителей свидетельствует о том, что мало еще тех людей, которые регулярно читают материалы сайта и ждут обновлений. Следовательно, надо больше писать новостей (новости действительно публикуются редко), увлекать читателей материалами. При таком высоком количестве посетителей можно начать проводить опросы или вести блог, проводить викторины. Желательно в новостях писать о том, какой новый материал был недавно размещен на сайте, какой отзыв или интерес он вызвал у посетителей, использовать при этом можно информацию статистики.

География пользователей

С помощью меню «География-по странам мира/только по России» можно познакомиться с местонахождением ваших посетителей.

География посетителей (Открыть)

География по России (Открыть)


Обращая на столбик отказов, можно проанализировать из каких регионов пришли «целевые» посетители, например, на прошлой неделе были наиболее активные визиты из Ижевска.

Анализируя эту статистику посетителей на своем сайте (www.aiteh.ru), мы можем спрогнозировать появление нового клиента, обычно посетители из этого населенного пункта проводят на сайте большое количество времени.

Для анализа качества посещений можно использовать и другие показатели Яндекс.Метрики, например, карту путей по сайту или тепловую карту ссылок,  но мы используем в основном приведенные выше.

Общие выводы и рекомендации: Сайт имеет неплохую посещаемость, снижающуюся летом и увеличивающуюся в другие периоды, за последние 3 месяца  сайт посетило 16511 уникальных посетителей с 20420 визитами. Статистика указывает на очень большое количество просмотренных страниц — 79166, что свидетельствует о большом объеме информации, в том числе и в базах данных. За один визит посетитель в среднем просматривает по 4 страницы — это очень хороший показатель, учитывая, что 60% (процент отказов) посмотрели по 1 странице. В выходные дни народ больше времени проводит на сайте, что вполне объяснимо.

Заметно, что сайт развивается, большое количество посетителей привлекают размещенные на сайте базы данных, в которые народ попадает через поисковые системы.

Так же заметно, что специально популяризацией информации, размещенной на сайте, сотрудники архива не занимаются (это происходит почти во всех архивах), возможно, после этого анализа они поймут насколько это важно и интересно.

Пожелаем им еще больших успехов в создании популярного и востребованного информационного ресурса!

Тема востребованности материалов, представленных на информационных сайтах не раз поднималась на XII Конференции Ассоциации «История и компьютер». Архивы, музеи и библиотеки активно переводят в электронный вид документы, представляют их на своем сайте и часто не отслеживают, а востребован ли выложенный в Интернете материал? Что сделало учреждение, чтоб он стал заметен, популярен и просто был использован, иначе зачем столько временных и материальных затрат? Стоит задумываться о конечном пользователе еще на начальной стадии проекта, при выборе технологий, а так же не забывать о последующих действиях по продвижению своего ресурса. К сожалению, не все насыщенные интересными данными сайты становятся активно посещаемыми и востребованными.

Узнать насколько доступны и используемы материалы вашего сайта поможет анализ качества посещаемости.

Если есть вопросы по установке счётчика Яндекс.Метрики, пишите.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: +1 (from 1 vote)